Перевести страницу

Коносамент

Коносамент (Bill of Lading (англ.), Connaissement (франц.) — это документ международного образца, выдаваемый перевозчиком товара грузовладельцу. Все права на груз могут быть реализованы только при физическом наличии оригинального документа. Любые копии не являются действительными.

      Немного истории:     

Впервые обязанность судовладельца составлять перечень, погруженных на борт товаров, с указанием количества и наименования, содержится в испанском своде законов «Fuero Real» от 1255 года,  в дальнейшем это привело к заключению контрактов на перевозку грузов между отправителем и капитаном судна. В то время договор мог заключаться в устной форме и купец, либо его доверенные лица сами сопровождали грузы. Первое упоминание слова «коносамент» (франц. «connaissement» — «расписка») появляется во французском руководстве «Le Guidon de la Mer» (16 век).


Коносамент выполняет несколько функций:

 - расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;

 - товарно-транспортная накладная;

 - подтверждение договора перевозки груза;

 - товарораспорядительный документ.


Обязательные реквизиты коносамента:

 - реквизиты и адрес перевозчика;

 - дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

 - название порта погрузки;

 - реквизиты и адрес получателя;

 - сведения о  порте выгрузки;

 - сведения о названии груза, его весе, количестве мест, указание на опасный характер груза или особые свойства. Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких  контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере.

 - описание внешнего состояние груза и его упаковки;

 - отметка об оплате;

 - дата выдачи и место выдачи коносамента;

 - число оригиналов коносамента.


Существует несколько видов коносаментов:

 - линейный коносамент;

 - чартерный коносамент;

 - береговый коносамент; 

 - бортовый коносамент.


  Линейный коносамент - документ, предназначенный для прямых перевозок, содержит все действующие условия договора транспортировки, которые прописаны в самом документе.


   Чартерный коносамент  - документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера (нерегулярные перевозки). Чартер представляет собой договор фрахтования, где фрахтовщик предоставляет фрахтователю за определенную плату часть судна, все судно или несколько судов сразу для осуществления одного или нескольких рейсов с целью транспортировки груза.

   Береговой коносамент  - документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

   Бортовый коносамент  - документ, который выдается, когда товар погружен на судно.


Виды коносаментов:


  • Именной коносамент;
  • Ордерный коносамент;
  • Коносамент на предъявителя;
  • Домашний.


Именной коносамент - когда в графе «Consignee» указан конкретный получатель груза.


Ордерный коносамент - когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» - «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается "по приказу отправителя".

Коносамент на предъявителя - документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его. Используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.


Домашний коносамент — документ, который оформляется с целью оградить отправителя груза от различных проблем, связанных с транспортировкой.